Что здесь можно найти

Информация для туристов, собирающихся в водные походы на байдарках по рекам европейской России. Сплавы по рекам и все что их окружает без личной жизни байдарочников. Описание и сравнение рек, маршруты заброски к местам начала водных турпоходов. Для сплава по большинству рек, представленных на сайте, прилагаются лоции. Порядок расположения фотографий соответствует этапам прохождения маршрутов. Видео о реках, интересных для водного туризма и отдыха. Тесты туристской еды, снаряжения, интересные статьи в разделе полезная информации. Не водные турпоходы.

Описание реки Пра и маршрутов для похода по ней

  Река Пра, одна из красивейших водных артерий средней полосы России, очень привлекательна для проведения водных походов и сплава на байдарках. Пра протекает по живописной территории Мещерской низменности, беря свое начало из Великих озер рядом с городком Спас-Клепиики и впадая в Оку в тридцати километрах выше города Касимов.
  Начать сплав по реке Пра можно в районе поселка Тюрвищи на правом берегу протоки между Великими озерами, на пляже у свай бывшего моста шоссе Москва - Касимов. В этом случае значительная часть маршрута будет проходить по озерам с заболоченной береговой линией, на которых число мест для стоянки ограниченно. Большинство групп стартуют в райцентре Спас- Клепики.
   Самое близкое от автостанции Спас-Клепиков место для стапеля находится возле автомоста, однако там много мусора, а чистое место для сборки байдарок и спуска их на воду- это пляж ниже по течению, в двухстах метрах от автостанции.В этом месте к туристам могут подходить "представители" национального парка "Мещерский" и требовать предъявления разрешений либо оплаты. Подробно о ситуации с пребыванием туристов на территории парка Мещерский и Окского заповедника и возможном вымогательстве читайте специальный материал.
  Участок от Спас - Клепиков до деревни Борисово самый "населенный" на Пре. Правый берег на этом участке представляет собой заросли кустарника, за которым простираются заливные луга и болота. По левому берегу кусты чередуются с полянами и пляжиками, а также небольшими сосновыми лесами, активно посещаемыми жителями окрестных населенных пунктов.
  Перед мостом между деревнями Борисово и Макарово накопилось много топляка, проход под ним затруднен. В 2014 году можно было пройти в двух левых пролетах или протиснутся в крайнем правом. Не исключена ситуация, при которой в ближайшие годы у моста образуется непроходимый завал. 
   После Макарово Пра течет по более симпатичной равнинной местности с редкими молодыми соснами и березками. Обрывистые берега здесь невысоки и возможны экстренные стоянки (дрова придется поискать). Небольшой лесной участок после деревни Подгорье (Мельница) быстро сменяется зарослями трав и кустов по берегам и только через некоторое время после промелькнувшего по левому берегу Взвоза к берегам приближаются сосновые леса. Появляются первые удобные и оборудованные стоянки. По правому берегу они в основном байдарочные,  по левому берегу все стоянки на этом участке раньше активно использовались для автопикников, но из-за того, что лесниками была углублена канава, пересекающая подъездную дорогу, теперь только редкий внедорожник доезжает до берега Пры.
   Перед самой Заводской Слободой стоянки по правому берегу по-прежнему населены автомобилистами. Большинство пролетов под бетонным мостом в Слободе завалено, проход сохранился возле правого берега. После бетонного моста на левом берегу перед домами отличный пляж, а на правом места для экстренных стоянок.
  Самый интересный и красивый участок реки Пра, приблизительной протяженностью 45 километров, располагается от Заводской Слободы до Деулино. 
   Хороших оборудованных стоянок после Заводской Слободы хватает на всех, к половине из них нет подъездов для автомобилей. Часто встречаются отмели и пляжи различных размеров. Берега Пры в этих местах покрыты красивейшими сосновыми и смешанными лесами, найти место для экстренной стоянки несложно. Исключение - несколько небольших участков лиственного чернолесья после знаменитой стоянки "Идолы". От Слободы до Деулино попадутся три завала-  перед Горками, у моста в Горках и перед Лесохимом. В обход первого завала река промыла мощную протоку, если она не окажется перегороженной случайно упавшим деревом, то обноса здесь удастся избежать. Завал у моста возле Горок находится в постоянной "динамике". В определенный сезон он может быть проходим, в другие потребуются обносы, либо по правому берегу, либо слева через кусты в протоку с последующим прохождением под левым пролетом моста.
   Перед Лесохимом расположен самый глухой завал на Пре, обнос которого неизбежен. Незадолго до старого завала перед Горками постепенно образуется новый, но пока с ним борются организаторы коммерческих сплавов, байдарки можно проводить справа вдоль пляжа.
 Если вы решили не заканчивать маршрут в Деулино, а продолжить сплав до населенного пункта под названием Брыкин Бор, то может потребоваться обнос моста в Деулино.  На пути к Брыкиному Бору потребуется еще как минимум два обязательных обноса: перед вхождением Пры в спрямленное русло речки Белая и в районе границы Окского заповедника.
  Антистапель в Деулино возможен на правом берегу в 50-100 метрах не доходя до моста на травянистой поляне или на левом у пологого песчаного берега.  Прохождение участка Пры от Спас-Клепиков до Деулино подробно описано в ЛОЦИИ ДЛЯ СПЛАВА НА БАЙДАРКАХ ПО РЕКЕ ПРА.
  После Деулино на протяжении 10-12 километров Пра по- прежнему течет в живописных сосновых лесах с хорошими стоянками (количество их меньше, чем до Деулино), но после хутора "Старый Кудом", к которому налево уходит широкая старица начинается протяженный болотно-луговой участок с кустами и чернолесьем и очень редкими вкраплениями сосен. Самое красивое место на этом участке-протяженный обрыв с соснами на правом берегу носит название "Сонькина бровь". Перед мостом дороги на кордон Красинский у свай старого моста образуется завал.  В некоторых местах после моста русло сильно захламлено упавшими деревьями. В Окском заповеднике сплав проходит по не очень симпатичной местности. Сосны по берегам появляются незадолго до поселка Брыкин Бор-административного центра заповедника. На территории заповедника останавливаться можно только на специально обозначенных стоянках, которых до Брыкиного Бора всего две. Антистаплель в Брыкином Бору оптимален на правом берегу на стоянке заповедника №3. От неё до автобусной остановки идти около километра.
   При желании можно не сходить с маршрута в Брыкином Бору, а выйти в Оку и продолжить сплав до Касимова, однако это уже совсем другая история.