Что здесь можно найти

Информация для туристов, собирающихся в водные походы на байдарках по рекам европейской России. Сплавы по рекам и все что их окружает без личной жизни байдарочников. Описание и сравнение рек, маршруты заброски к местам начала водных турпоходов. Для сплава по большинству рек, представленных на сайте, прилагаются лоции. Порядок расположения фотографий соответствует этапам прохождения маршрутов. Видео о реках, интересных для водного туризма и отдыха. Тесты туристской еды, снаряжения, интересные статьи в разделе полезная информации. Не водные турпоходы.

Река Пра. Особые режимы в Мещерском национальном парке и Окском заповеднике

   Река Пра пользуется заслуженной популярностью у туристов водников и за сезон сплава маршрут по ней ежегодно проходят тысячи туристов, как на байдарках и катамаранах, так и на экзотических средствах сплава.
   До 2013 года то обстоятельство, что значительная часть сплава  по реке Пра проходила в границах охраняемых природных территорий- Национального парка "Мещерский" и  Окского государственного заповедника осложняло поход незначительно. С 2013 года ситуация изменилась в худшую сторону. Попробуем разобраться, какие правила пребывания на охраняемых территориях существовали ранее и чем грозит водным туристам сплав по Пре с 2015 года.
   В верхнем и среднем течении Пра находится под "юрисдикцией" национального парка "Мещерский", что всегда обязывало водных туристов при сплаве по Великим озерам, мимо Спас Клепиков и далее до Деулино  получать от национального парка формальное разрешение на пребывание в парке с уплатой фиксированной суммы каждым туристом. Сумма платежа в течении нескольких лет постепенно возрастала от 30 до 80 рублей. В реальности большинство туристов не платили ничего, поскольку для официальной уплаты сбора надо было посещать контору парка в рабочее время, что при заброске часто было не только неудобно, но и невозможно. Время от времени к туристским группам, стапелившимся в Спас-Клепиках подходили лица, представляющиеся сотрудниками парка Мещерский и взимали указанные суммы. Вносились ли эти деньги в кассу парка неизвестно. Для туристов, сплавляющихся по Пре в теории существовали правила, запрещающие организовывать новые стоянки и разжигать костры в неположенных местах, однако на деле никто туристские стоянки не контролировал. Точками, где можно было останавливаться и разжигать костры являлись официальные стоянки, идентифицируемые по мебели от национального парка и хорошему автоподъезду. В реальности байдарочники останавливались на этих стоянках очень редко, поскольку в сезон они всегда оказывались заняты многочисленными любителями автомобильно-шашлычного отдыха. Водные туристы останавливались на своих стоянках, где, разумеется, разжигали костры, очищая лес от валежника и сухих веток на деревьях, тем самым осуществляя профилактические противопожарные мероприятия, которые сотрудники парка не проводили по им одним известным причинам. К счастью, во время катастрофических пожаров 2010 года огонь до реки не дошел. Во что могли превратиться окрестности Пры и как туристические костры спасли стоянки на Лухе можно увидеть и узнать из специального материала.
   Вернемся на Пру. После того как в августе 2010 года значительная часть национального парка "Мещерский" выгорела, сотрудникам парка понадобился новый фронт работ. О том, чтобы проводить лесовосстановление не могло быть и речи, поэтому все силы были брошены на упорядочение потока туристов, которые по мнению руководства парка и несли главную угрозу Мещерским лесам. То, что на неофициальных туристических стоянках возле Пры не было ни одного возгорания, администрация парка во внимание не приняла. Тот факт, что большинство пожаров возникло по вине местных сборщиков грибов и ягод, для которых никакой платы и ограничений не предусмотрено, а бросание в лесу непогашенных окурков- это обычное дело, был проигнорирован.
   В итоге, в утвержденных в начале 2014 года и дополненных позже "правилах пребывания на территории национального парка", местные жители получили возможность и дальше свободно и бесплатно перемещаться по лесу со своими папиросами, а туристы получили новую систему оплаты и четкий список разрешенных стоянок.
   Сначала плата стала взиматься не за посещение парка, а за предоставление мест на благоустроенных официальных стоянках. Вступил в действие специфический прайс-лист. Одно время за пребывания на стоянке менее суток с каждого туриста причиталось 50 рублей, если вы решали задержаться на ней подольше, то это стоило уже 250 рублей за каждые сутки пребывания человека на стоянке. При этом, разумеется, пользование несанкционированными стоянками категорически запрещалось. С тех пор цены регулярно повышались. Менялись и принципы оплаты.
   По состоянию на 2019 год стоимость пребывания одного человека на официальной стоянке - 120 рублей в сутки при условии нахождения на ней до трех суток. Начиная с четвертых суток начинает действовать недельный тариф- 415 рублей с человека в неделю. Эту сумму вы должны заплатить и за пять и за семь суток пребывания на стоянке. Система оплаты явно сделана не под водных туристов, которые редко задерживаются на одном месте больше двух суток, а под авто- шашлычных отдыхающих и рыбаков, которые подолгу стоят на одном месте.
 Помимо этого теперь нужно оплачивать и само пребывание в национальном парке из расчета 25 рублей с человека в сутки.
    Оплачивать предлагается заранее, все в той же конторе парка в Спас-Клепиках или через банковский перевод. Организаторы коммерческих сплавов по Пре уже включают в смету расходов статью "получение разрешений на пребывание в Национальном парке "Мещерский". Остается лишь догадываться о том, переводятся эти деньги на счет парка или нет. Абсурд ситуации в том, что Национальным парком предлагается в квитанции указать название и место конкретной предполагаемой стоянки, хотя в походной реальности конкретная выбранная стоянка может оказаться занятой. В майские праздники сотрудники парка дежурят возле мостов в Спас-Клепиках, Макарово и Заводской Слободе с целью "обилечивания" туристов.
  Расположены официальные стоянки на Пре крайне неравномерно и неудобно. Помимо нескольких мест на Великих озерах, официально заночевать туристам предлагается на нескольких стоянках ниже Заводской Слободы. От Спас-Клепиков до Заводской Слободы и от Ольгино почти до Лесохима официальных стоянок нет, зато на левом берегу перед Лесохимом их больше десятка. Официальные стоянки устроены только в местах с хорошим автоподьездом, что непременно гарантирует туристам за свои деньги веселое соседство с почитателями шансона и громкой клубной музыки из тонированных Приор. Карту с официальными стоянками можно посмотреть на сайте Национального парка. Создается ощущение, что основной идеей руководства парка является сосредоточение туристов в своеобразных "гетто". Тем, кто приехал на реку, что бы побыть наедине с природой и отдохнуть от шума и суеты, при соблюдении правил парка, придется ночевать фактически на парковке среди десятков машин.
   Практика показывает, что большинство независимых туристов не очень сильно вдохновилось инициативами администрации парка.
   Сотрудники парка контролируют стоянки с автоподъездом и при появлении там туристов могут возникать конфликты. По рассказу встреченного на реке ещё летом 2014 года руководителя детской группы, во время их остановки на Великих озерах на стоянку подъехал автомобиль из которого были выгружены пиво и девушки, после чего водитель заявил что он сотрудник парка и потребовал денег. Поскольку "сотрудник" был нетрезв, а из формы лесной охраны на нем была надета только верхняя часть, он был отправлен отдыхать к девушкам. На стоянках, к которым нельзя подъехать на автомобиле, подобные товарищи не появляются.
   Как следует вести себя при встрече с лицами, представляющимися сотрудниками национального парка, чтобы минимизировать конфликт и избежать вымогательств?
 Разумеется, можно оплатить пребывание на какой либо из стоянок в конторе парка и потом размахивать полученной квитанцией перед теми, кто будет к вам приставать. Как уже отмечалось в начале статьи, очень часто посетить контору парка невозможно по объективным причинам. При этом в силу обстоятельств, вы просто можете не оказаться в нужный день на указанной официальной стоянке.
    При оплате лицу, подошедшему к вам на стапеле либо на автостоянке нужно обязательно требовать у него кассовый чек, либо документ строгой отчетности с печатью Национального парка.
      По федеральному закону не нужно получать вообще никаких разрешений, если вы находитесь на территории населенного пункта, расположенного в Национальном парке. То есть кататься на байдарке в Спас-Клепиках или возле Деулино вы можете абсолютно свободно и законно, о чем следует сообщить тем, кто в этих местах попытается выманивать деньги.
     В нижнем течении Пры расположен Окский заповедник, на территории которого туристам можно останавливаться только на пронумерованных стоянках на правом берегу. Несколько лет пребывание на этих стоянках было платным, однако в начале 2015 года пресс-служба заповедника опубликовала официальное заявление, из которого следует, что с указанного года останавливаться на стоянках в заповеднике можно бесплатно.
   Любой гражданин, представляющийся сотрудником заповедника и требующий оплату за пребывание на стоянке, является мошенником. В целом отношение администрации Окского заповедника по отношению к туристам представляется более разумным. Оно базируется на адекватном подходе к организации охраны заповедной территории, а не на рвачестве и попытках коммерциализации природоохранной деятельности.
   Находясь на реке, относитесь к природе бережно, вне зависимости от того, считается  ли место вашей стоянки охраняемой территорией или нет, используйте в качестве топлива только сухостой и валежник, всегда сжигайте или увозите с собой мусор, заливайте кострища.

   Нормативные и подзаконные акты, правила, устанавливаемые администрациями парков и заповедников, а также Федеральные законы периодически изменяются и дополняются.  Следите за их обновлениями на интернет ресурсах соответствующих структур и организаций.




 Copyright©Добрая вода – На реку 2005-2019
Копирование материалов с сайта без разрешения запрещено