Что здесь можно найти

Информация для туристов, собирающихся в водные походы на байдарках по рекам европейской России. Сплавы по рекам и все что их окружает без личной жизни байдарочников. Описание и сравнение рек, маршруты заброски к местам начала водных турпоходов. Для сплава по большинству рек, представленных на сайте, прилагаются лоции. Порядок расположения фотографий соответствует этапам прохождения маршрутов. Видео о реках, интересных для водного туризма и отдыха. Тесты туристской еды, снаряжения, интересные статьи в разделе полезная информации. Не водные турпоходы.

Водный поход по реке Великая. Лоция

Место старта - поляна возле плотины в Копылке

- ход 3 мин- протока выходит в Заволоцкие озера. Идти  не в правый рукав, а прямо
- ход 22 мин- баня и мостки по правому берегу
- ход 3 мин- справа длинный мосток-причал, уходящий в густые заросли, в которых тоже прячется баня.
- ход 15 мин- прослеживается расширение озера вправо, идти туда в северном направлении
-ход 10 мин - исток реки
-ход 3 мин- ЛЭП
- ход 2 мин- вход в небольшое озеро
- ход 1 мин- исток из небольшого озера
- ход 10 мин- крутой поворот реки направо
- ход 4 мин- выход на левый берег, возможное место для стоянки
- ход 10 мин- заливчик слева, с доской на дереве,  выход, место для стоянки на лугу с кострищем и заросшим автоподьездом. .
- ход 25 мин – мостки с правой и левой стороны
- ход 5 мин – ЛЭП
- ход 10 мин- выход в первое из цепочки озер перед озером Быстрое. Идти следует правее, в западном направлении, потом налево за полуостров и в юго-западном направлении
- ход 20 мин- озеро опять разветвляется. Идти в южную протоку и на восток. Направление течения можно определить по наклону водорослей. Выход в озеро Быстрое через заросшую камышами протоку.
- ход 15 мин- исток реки из Быстрого в его дальней правой части.
- ход 15 мин- ЛЭП, сваи старого моста, полуразрушенная изба по левому берегу, мостки. Это деревня Маслово
- ход 10 мин- ЛЭП
- ход 5 мин- – деревянный функционирующий мост
-ход 10 мин- ЛЭП
- ход 3 мин- по правому берегу бани и дома села Высоцкое. Магазина нет, автолавка с продуктами и хлебом приезжает по вторникам
- ход 10 мин- Высоцкое заканчивается - последние мостки
- ход 3 мин- берега повышаются, рельеф местности становится холмистым, появляются ели и иногда сосны
- ход 10 мин- стоянка на левом берегу
- ход 5 мин- стоянка на левом берегу в еловом лесу без автоподъезда. Много заросших воронок, напоминающих об активных боевых действиях 1944 года. Напротив стоянки на правом берегу живет семья медведей- ночью явственно доносились их голоса.  Практически сразу после этой стоянки на левом берегу начинается участок леса испытавший на себе низовой пожар. В русле много упавших деревьев
- ход 5 мин- стоянка на правом берегу с удобным пологим выходом и мебелью
- ход 15 мин- еловый участок с высокими берегами заканчивается перед остатками старого моста, за ними небольшой луг
- ход 5 мин- слева живописный пригорок с березками, за ним по обоим берегам реки кусты и чернолесье.
- ход 15 мин– ЛЭП, начинаются первые перекатики
-ход10 мин - завал из деревьев на 3/4 русла, проход справа. Отсюда начинаются ощутимые перекаты
- ход 15 мин- ЛЭП
- ход 10 мин- разрушенная плотина Поддубненской ГЭС. Проход по сливу справа или обнос. Слева после плотины удобное место для причаливания. Отсюда по тропинке мимо деревенских сараев и разрушенных зданий за 5-7 минут можно дойти до магазина
- ход 3 мин- бетонный автомобильный мост. По правому берегу строения села Поддубье
- ход 3 мин- справа песчаный пляж
- ход 5 мин- на правом берегу кабинка для переодевания, затем ЛЭП через реку
- ход 5 мин- Поддубье заканчивается. Островок. Остатки старого моста. При аварийной ситуации на полях после Поддубья можно встать, есть спуски к воде.
- ход 10 мин- слева по берегу «деревенская» стоянка на приятной поляне  с явным автоподъездом
- ход 5 мин- на правом берегу ЛЭП без проводов, река «успокаивается»
- ход 10 мин- слева рыбацкая стоянка на границе поля и леса с автоподъездом. Песчаное дно
- ход 10 мин- на левом берегу в поле аварийная стоянка. Начинается участок с множеством коряг и упавших в русло деревьев, могут быть завалы, встречаются рыбацкие выходы на берег.
- ход 10 мин- по левому берегу аварийная стоянка
- ход 50 мин- ЛЭП слева по берегу
- ход 5 мин- еще одна ЛЭП через реку
- ход 20 мин- сваи в русле, по правому берегу мостки, забор, крепкая изба. Это деревня Устье
- ход 1 мин- деревянный мост с бетонными опорами
-ход 3 мин- слева место для стоянки в соснах, спуска к воде практически нет.
- ход 2 мин- баня по правому берегу
- ход 7 мин- обширная автостоянка в соснах на левом берегу. Удобное место для причаливания, песчаный пляж, отличное место для купания.
- ход 2 мин- река делает петлю, слева крутой выход на берег, он ведет на прежнюю стоянку
- ход 4 мин- удобный выход и стоянка слева, после нее берега понижаются, течение ослабевает.
- ход 10 мин- выход в озеро Ясское. Курс - приблизительно 45 градусов направо в западном направлении к противоположному берегу.
- ход 40 мин- Вход в протоку между двумя мысами с сосновым лесом. На левом мысу множество автостоянок . По правой стороне с интервалом в 50 метров мостки.
- ход 10 мин- слева выход и место для стоянки, через сто метров еще один выход.
- ход 10 мин- по правому берегу мостки и стоянка на поляне в соснах.
- ход 5 мин- выход в озеро Зверино. Зверино немного меньше Ясского. Идти следует вдоль левого берега.
- ход 30 мин- на левом берегу причал турбазы Алоль. При желании на левом берегу озера Зверино до турбазы можно экстренно встать. На турбазе работает кафе-магазин.
- ход 5 мин- автомобильный мост федеральной трассы. Перед мостом нужно быть осторожней. За несколько метров до него в правой части русла из воды торчат железные штыри. После моста двигаться по небольшому озеру направо,  вдоль трассы.
- ход 6 мин- выход из озера в реку
- ход 8 мин- ЛЭП, небольшая стоянка по правому берегу.
- ход 5 мин- стоянка справа
- ход 3 мин- автостоянка с мебелью на песчаном обрыве справа
- ход 3 мин- мостки- стоянка в соснах после заводи, но неудобный выход
- ход 5 мин- стоянка слева на крутом высоком берегу
- ход 3 мин- стоянка с каркасом для туристской бани на левом берегу. Мебель, сосновый лес, автоподъезд.
- ход 5 мин- по правому берегу камерная аварийная стоянка.
-ход 5 мин- по правому берегу стоянка в соснах с крутым выходом на высоком берегу.
-ход 10 мин- большие серые камни по краям реки, течение ускоряется. Начинаются небольшие перекаты. По большой воде этого может быть и не видно. Вода становится менее прозрачной. Экстренный выход на правый берег.
- ход 1 мин- в русле появляются крупные валуны
- ход 5 мин- слева видны дома населенного пункта Заозерье, над рекой пешеходный мост с высокими железными опорами, сразу за ним руины деревянного моста. Все это лучше проходить слева.
- ход 5 мин- выход в озеро Езерище. Идти вдоль правого берега на запад. Острова обходим слева.
- ход 15 мин- рыбацкая стоянка на острове
- ход 15 мин- справа еще один остров, на нем сырая стоянка. На левом берегу напротив автостоянка с удобным выходом
- ход 15 мин- Озеро суживается. На правом берегу отличная стоянка в соснах с мебелью
- ход 5 мин- на левом берегу в кустах автостоянка. Начинается протока в озеро Мутцы.
- ход 5 мин- выход в озеро Мутцы
- ход 20 мин- исток реки из озера Мутцы, практически сразу по правому берегу автостоянка.
-ход 5 мин- мостки на левом берегу, здесь малозаметный с воды выход и стоянка с мебелью. Ягодные места
- ход 2 мин- автостоянка на правом берегу. Выход к воде слишком высокий для байдарочников. На левый сосновый берег пологих выходов больше нет. Сам лес в этих местах очень красивый, стоит на холмах, преобладают дубы и сосны. С правой стороны продолжается высокий песчаный берег, местами высотой до десяти метров, выходов на него нет. Затем берег понижается, можно при желании устроить стоянку, если прорубить выход.
- ход 10 мин- по правому берегу автостоянка с лестницей из воды. Можно стоять и чуть ниже, в конце обрыва.
- ход 15 мин по правому берегу стоянка без мебели, но с мангалом
- ход 5 мин- хорошая стоянка со столом и полочками на правом берегу в соснах
Все стоянки на правом берегу на этом отрезке реки  с автоподъездами.
- ход 5 мин- по правому берегу "банно-прачечный комбинат" деревни Усохи. За ним элитная баня с беседкой. Через метров 100 есть несколько теоретических выходов для экстренной стоянки
- ход 7 мин- железный мост. За ним сразу же есть выход в поле по правому берегу
- ход 3 мин- остров. Течение ускоряется, река мелеет.
- ход 1 мин- справа впадает река Алоля. Непосредственно возле устья крутой выход на правый берег и возможное место для стоянки .
- ход 2 мин- начинается так называемый каньон - высокие, крутые берега, заросшие смешанным лесом. Много островков и рядом с ними перекатиков, иногда шкуродерных. В русле часто попадаются камни различных размеров
- ход 20 мин - слева стоянка рядом с протокой
- ход 10 мин- слева крупный шумный родник. Затем на левом берегу еще несколько родников
- ход 25 мин- справа пологий выход, за которым скорее всего стоянка, через сто метров выход по левому берегу, при желании там можно встать.
- ход 5 мин- высоченный песчаный обрыв с сосновым лесом по правому берегу. Здесь сразу две стоянки. Первая - внизу возле пляжа и места для причаливания,  вторая- непосредственно на обрыве. Автоподъезд присутствует.
- ход 55 мин- остатки мельничной плотины поперек русла. Перед ними рыбацкий выход на левый берег. Отсюда начинается самый спортивный участок на Великой.
- ход 15 мин- лавочка по левому берегу- рыбацкое место. После порожка хорошая стоянка с мебелью на правом берегу
- ход 10 мин- после очередного порожка хорошая стоянка справа
- ход 20 мин- после очередного порожка выход на правый берег, возможное место для стоянки на травянистой поляне.
- ход 10 мин- заметный родник слева
- ход 5 мин- остров, за ним по правому берегу красивый рубленный дом- это деревня Ходыки. Напротив, на левом берегу благоустроенный святой источник. Над ним на высоком обрыве стоянка с отличным автоподъездом. После Ходыков характер реки меняется - дно становится песчано-щебенчатым, место перекатов занимают быстрины.
- ход 15 мин- ЛЭП по правому берегу
- ход 10 мин- слева выход и очень рыбацкое место для стоянки на лугу
- ход 5 мин- справа обрыв с соснами, на нем могила и табличка с надписью "Частная собственность. Стоянки нет"
- ход 8 мин- справа очередная табличка "Здесь покос, до стоянки 1 км"
- ход 5 мин- справа первый на этом участке реки намытый пляж. Пляжики поменьше будут попадаться и далее
- ход 3 мин- слева впадает речка Неведряка.
- ход 5 мин- ЛЭП над рекой. Теоретически на левом берегу здесь можно экстренно встать, но берег слишком крут и неудобен.
- ход 7 мин- глиняный "причал" у правого берега. От него проход на хорошую стоянку с мебелью и автоподьездом.
- ход 2 мин- за поворотом место для экстренной стоянки в поле на левом берегу. Начинается участок с обилием пляжиков, но выходов и мест для стоянок больше нет.
- ход 25 мин- видна крыша дома деревни Глухарево по правому берегу.
- ход 6 мин- автомобильный мост в Яковлево. Место антистапеля возле моста на левом берегу.

С момента составления лоции прошло определенное время, поэтому на маршруте могли возникнуть новые объекты и ориентиры, которые не отображены в данной лоции, а также некоторые объекты на маршруте могли прекратить свое существование.